История происхождения тибетского мастифа

История

происхождения

Тибетского Мастифа

Впервые Тибетский Мастиф упоминается в 1122 году до нашей эры. Эти упоминания обнаружили в китайской книге Шу-кинг. Похоже, что наша собака за много лет нашего существования мало изменилась. Существует гипотеза, согласно которой тибетец является непосредственным потомком первой собаки, появившейся на земле примерно 5000 лет назад. От этой собаки произошли с одной стороны – горные собаки с длинной шерстью, а с другой месопотамские молоссы, изображения которых можно видеть на знаменитых барельефах.

Эти огромные молоссы, скорей всего являются отцом греческих и римских молоссов, от которых в свою очередь произошли мастино неаполитано, бордосские доги и все нынешние мастино с короткой шерстью. После книги Шу-кинг откроем труды Аристотеля, где также найдем упоминание о тибетском мастиффе. Однако описание философа далеко от реальности, ведь он рассказывает о собаке, являющей собой помесь собаки и тигра. Описание грека Госфена более реалистичны. Он пишет всего лишь о гигантской собаке с огромной головой и мощными костями. Спустя несколько веков, а именно в 1271 году в Тибет прибыл Марко Поло, он увидел тибетского мастифа и тот произвел на него очень сильное впечатление. Однако странник сообщает о собаке не только злой, но и огромной, словно осел. Очевидное преувеличение. Когда европейцы получили возможность увидеть тибетского осла, они обнаружили, что животное как правило не достигает в высоту даже метра. Однако сравнение еще долгое время будоражило воображение кинологов и натуралистов.

Очень долго о тибетских мастифах говорили как о собаках, скорее легендарных, чем реальных и не редко сравнивали их с Ети. Прошло немало времени после путешествия Марко Поло прежде чем другой европеец смог повстречать тибетского мастиффа. Это случилось в 1774 году, когда губернатор Бенгалии, пытаясь наладить отношение с соседями отправил в Тибет Джорджа Бокля. Миссия провалилась, однако Бокля увидел тибетских мастиффов и составил их описание. Это собаки огромного роста, в основном длинношерстные и очень свирепые. Другие, сохранившиеся описания ничего нового не вносят. Ими приходилось довольствоваться до середины 19-го столетия, когда на Запад прибыли настоящие, подлинные мастиффы.

Однако легенда о свирепости мастиффов была очень живучей и этих собак по-прежнему рассматривали, как диких зверей, чем как собак. Первые мастиффы сразу же были направлены в лондонский зоопарк. Некоторые собаки умерли, так как не смогли адаптироваться к особенностям европейского климата. Оставшихся в живых определили, как диких и наградили табличкой — «Не подходить!» Конечно,  характер у тогдашних собак был отнюдь не сахарный. По сути своей они были сторожами, охранниками и даже скорее охотниками, а все эти роли требуют определенной твердости характера. В их родной стране у породы не было постоянного собственного имени. Мастиффов называли «Докуй». «До» — дверь, «куй» — собака. Однако, это название давалось без исключения всем сторожевым собакам, в то время, как охотничьи собаки получали название «Шакуй». «Ша» означает мясо. Название «докуй» наводит на мысль, что тибетский мастифф были прежде всего сторожевой, а не охотничьей собакой.

Противного мнения придерживается только Марко Поло, утверждающий, что эти собаки использовались при охоте на льва и огромного буйвола. Увы, этими львами были тигры, звери незнакомые венецианскому путешественнику. А буйволами Поло называл яков, животных грозных только на первый взгляд тех, кто раньше их никогда не видел. В действительности же они безобидные и ручные. Поэтому вполне резонно предположить, что собаки сопровождали стада яков не для того, чтобы на них охотиться, а чтобы защищать их от хищников.

Но вернемся к истории породы, которая в 20-м веке разделила печальную судьбу своей страны происхождения. Тибет сначала был захвачен англичанами, а потом Китаем. Далай Лама вынужден был бежать и наступил жесточайший кризис, продолжающийся и по сей день. Этот кризис не мог не коснуться собак. Как всегда постарались избавиться от тех, кто больше ростом, потому что содержать больших собак стоило дорого. В конце концов, у себя на родине тибетский мастиф исчез окончательно. Породу спасли в Непале. Там, сам король взял породу под свое покровительство.

В 1966 году была принята специальная программа защиты и разведения этих собак. Именно, благодаря непальцам, тибетскому мастифу удалось завоевать симпатии в западной Европе.

В конце 1960-х годов, когда Тибет уже находился под властью Китая свободный Непал стал местом паломничества туристов, особенно американских. Это были альпинисты, мечтавшие забраться на Гималаи, хиппи, желавшие приобщиться к буддийской философии. И все они приходили в восхищение при виде огромных, благородных собак, резвящихся в долине. На самом деле первые экземпляры были завезены в соединенные штаты. Однако прибыли они туда по ошибке.

В 1958 году пара тибетских мастифов была подарена президенту Эйзенхауэру. Однако ему хотели подарить двух тибетских терьеров, маленьких грациозных домашних собачек. В американском посольстве произошла небольшая путаница и вместо этого к президенту прибыли два великана, которых президент, возможно, немного растерянный передал сенатору Гари Дарби. Сенатор превосходно за ними ухаживал, однако заниматься разведением породы не собирался. Этим занялась Анна Роар, обнаружившая этих собак в Непале. Именно она стала основательницей американского общества любителей тибетского мастифа. В Европе тибетского мастифа разводят в Англии, Голландии, Германии, Франции, Италии и в России.

Однако вокруг этой породы до сих пор рождаются дискуссии и легенды, а так как собак мало  информация до публики доходит очень редко.
Во Франции породе повезло. Первых тибетских мастифов приобрел знаменитый актер Ален Делон, который всегда отзывался о них с большим энтузиазмом. Сегодня поголовье тибетского мастифа во Франции не менее 300 зарегистрированных собак.
В России особей относительно немного, но есть основания утверждать, что имеются все возможности для популяризации и распространения данной породы.

Из открытых источников