История тибетского мастифа
В том, что касается тибетских мастифов, противоречие вызывают три вещи: размер, окрас и различия в типе. Мы сфокусируемся на последнем пункте.
При рассмотрении этого сложнейшего вопроса, мы должны согласиться с тем, что тибетский мастиф является идеальным синтезом мастифа и горной собаки.
Это полноценный мастиф и полноценная горная собака одновременно, и иногда в нем сочетаются обе противоположности. Это мастиф, выполняющий работу горной собаки, и горная собака, имеющая размер и тип мастифа.
Это собака, соответствует мастифу по своим внушительным размерам (согласно истории некоторые особи достигали от 86 до 91 см в высоту (от 34 до 36 дюймов) и имели массивный костяк) и типу (крупные складки, подвес, мигательная перепонка, брыли и широкая, глубокая, короткая и объемистая морда), которая эволюционировала и приспособилась к выживанию в самом суровом климате и местности, известной человеку, а именно на «Крыша мира».
В результате получилось сбалансированное, мощное, содержательное и эффективное слияние пород, живущих в горах, с собакой, имеющей пропорции мастифа и «львиную» шерсть, самую длинную среди молоссов.
Следует также принять, понять и не забывать о влиянии культурных различий на породу, выведенную в целях выполнения возложенных на нее функций на родном Дальнем Востоке и вынужденную стремиться к форменному единообразию, чтобы соответствовать узким стандартам, принятым на Западе.
Справедливости ради нужно сказать, что если мы хотим оставаться верными тибетским ценностям и сохранить «истинную породу», то нам следует уважать заложенные в Тибете различия и не пытаться объединить их под общим названием «Тибетский мастиф».
Наоборот, нам следует сохранить первоначальные различия в породе и ввести раздельные родословные книги, программы разведения и обозначения для разных пород/разновидностей. Или хотя бы организовывать отдельные открытые классы для определения лучшего представителя среди подобных. Однако (пока что) дело обстоит иначе, что в результате приводит к путанному, противоречивому выбору часто заурядных победителей и селекционных решений.
Заводчики породы Тибетский мастиф или судьи на выставках в Китае или Тибете, относятся к этим исконным ценностям и типам с уважением и разводят и судят их, разделяя по типу, окрасу и шерсти. Среди них нам известны следующие разновидности: тигровый (мастифообразный) тип, львиный (горный) тип, снежный (белый) тип и даже бородатый тип («кай-апсо») (как бородатая колли).
Хотя чистота породы двух последних типов пока еще под вопросом. На Западе же дело обстоит совсем не так. Западные стандарты AKC и FCI требуют единого идеала, чтобы все мастифы и горные собаки разных размеров и типов с грубой и гладкой шерстью самых различных окрасов соревновались за звание лучшего представителя породы.
Наша обязанность как заводчиков и судей, во-первых, оставаться верными наследию той страны, откуда произошла порода, и не забывать о точке зрения тибетского народа независимо от существующей действительности от принятого на данный момент эталона.
Как известно, стандарты имеют свойство меняться в зависимости от мимолетных курсов, планов, тенденций в судействе и моды на отдельных собак, и в этих стандартах может по-разному рассматриваться подлинность и точность. К счастью, в нашем распоряжении есть огромное количество исторических документов, которые могут указать нам в нужное направление.
Итак, как вернуться к первоисточнику или, по крайней мере, найти формулу идеальной собаки? Это не всегда легко сделать, учитывая смешение линий, типов и разновидностей, которые помогли уберечь, восстановить и сохранить породу от исчезновения в 1950-е годы во времена вторжения китайцев и в ходе последующей оккупации Тибета. Однако нам не нужно изобретать велосипед. Давайте отойдем от противоречий и разногласий и обратимся к неизменному, к основам, к нашему главному учителю: истории.
В 1963 г. писатель и историк Роберт Эквалл, хорошо известный в мире тибетских мастифов, опубликовал в журнале свои наблюдения о породе под заголовком «Роль собаки в тибетском кочевом обществе». Его способность глубоко проникать в суть предмета дало нам редкую возможность увидеть страну и культуру, которая в те времена была окутана тайной. Он подробно и точно описывает то, что является породой, разновидностью или наследственной чертой чистокровной собаки, а что не является таковым. Вот что он пишет:
Существует две разновидности или породы: настоящий тибетский мастиф – встречающийся весьма редко — и другая, не менее свирепая и почти такая же по размерам помесь. В последней, несомненно, есть, кроме прочего, и некоторая доли крови мастифа. Мастифы, которых иногда называют «санг-хи» (собака Санг) или «цанг-хи» (собаки Цанг), — это то, что тибетцы называют «костяком» или «основой». Для сохранения чистоты этой породы они прикладывают значительные усилия. Обладание такой собакой считается неким символом статуса.
Ее очень трудно найти в продаже, а если и находится, то стоит она, как правило, как хорошая скаковая лошадь. У них характерная массивная морда, высокая куполообразная голова, отвислые губы, хорошо заметная краснота рядом с веком и крупные передние лапы, как у любого мастифа. Довольно длинный хвост с небольшим подвесом слегка завивается. По окрасу они обычно черные (для чистокровных собак это обязательно); на морде, шее и ногах шерсть с подпалыми концами; на горле и груди, как правило, есть участки белого; и над каждым глазом — подпалое пятно, за что их прозвали «Миг-бчжи-цань» (четырехглазые).
Что касается размеров, то моя собака весила 72,5 кг (160 фунтов). Самой отличительной их чертой является невероятно низкий глубокий лай, который скорее напоминает звук туманного горна, чем крик, издаваемый животным.
Нечистопородные сторожевые собаки, гораздо более многочисленные, практически не уступают мастифам по размерам и проявляют такую же свирепость. Однако в их лае нет того подобия горна или звука, который отличает настоящего мастифа. По своему окрасу они гораздо разнообразнее: от сплошного черного до серо-голубого, а иногда и белого. Их шерстяной покров немного длиннее, чем у мастифов. У них чуть более широкая и плоская голова, более заостренная морда, а хвост с густым подвесом завернут за спину и плотно прилегает к телу.
Однако они в первую очередь используются как сторожевые собаки, и являются дикими и настороженными. Их миссия, по словам самих тибетцев, — «охранять богатство от хищников и воров», и для выполнения этой задачи они должны быть бдительными и свирепыми».
В подробном отчете Эквалла, который сам держал тибетского мастифа, говорится, что «существует две разновидности или породы». Это справедливо и сейчас. Первая — это высоко ценимая, чистокровная и редкая собака, которая нечасто продается, дорого стоит, является символом статуса и известна как «санг-хи» («цанг-хи»). У нее крупная морда, куполообразная голова, отвислые губы, красная мигательная перепонка, массивная грудь, длинный и свободно висящий хвост с небольшим подвесом.
Она имеет черно-подпалый окрас с белыми пятнами на груди и на шее, весит около 70 кг (160 фунтов) и обладает характерным низким, глубоким лаем, напоминающим звук «медного гонга». Это совпадает с описанием, представленным в зимнем выпуске журнала Modern Molosser за 2009-2010 г., которое дал знаменитой «цанг-хи», по-прежнему высоко ценимой, оберегаемой и защищаемой в Тибете породе, господин Луо Го, специалист по тибетским мастифам, и по совместительству бывший мэр города Лхасы
Вторую разновидность или классификационную группу Эквалл описывает как «помесь», сопоставимую по размерам и темпераменту с цанг-хи, более многочисленную (распространенную) с различной долей крови мастифа (цанг-хи).
У этих собак нет характерного глубокого лая, напоминающего туманный горн; их окрас гораздо вариативнее: встречаются, среди прочего, черные, серо-голубые, и даже белые особи с более длинной шерстью; у них более широкая (плоская) голова, более утонченная (заостренная) морда и более высоко посаженный закрученный хвост». Это описание также совпадает с тем, что говорил мэр о других разновидностях, некоторые из которых используются в современных программах племенного разведения.
Другие известные историки отмечали ту же самую двойственность в рамках одной породы. В китайских летописях династии Хан (142-87 гг. до н.э.) говорится, что тибетские собаки были «величиной с осла» (то же указал итальянский путешественник Марко Поло в 13 веке) и встречались «рыжего окраса». В 1842 г. натуралист Брайан Хьютон Ходжсон при описании породы отметил, что «есть несколько разновидностей», и среди окрасов указал «черный, черно-подпалый или рыжий с разным количеством белого.
У некоторых особей сзади имеется пятый палец (редкий прибылой палец)», о чем также упоминалось в 1868 г. в книге Чарльза Дарвина «The Variation of Animals and Plants under Domestication» (Изменение животных и растений в домашнем состоянии) и документально подтверждено иллюстрацией Ходжсона «Tibetan Mastiffs, 5-clawed and 4-clawed variety» (Тибетские мастифы, 5-палая и 4-палая разновидности), опубликованной в книге «Dogs of the last hundred years at the British Museum (Natural History)» (Собаки последнего столетия в Британском музее естественной истории).
Ходжсон говорит о двух разновидностях: «разновидность из Лхасы — это самая красивая разновидность. Она почти всегда черная с подпалинами на ногах и имеет пятый или ложный палец на передних и задних ногах» и «разновидность «Мустанг» гораздо менее крупная, имеет ярко рыжий окрас, маленькие глаза; не имеет редких пятых пальцев».
В 1845 г. Вильям Мартин написал в своей статье «The History of the Dog» (История собаки), опубликованной в сборнике «Knight’s Weekly Volume», («Еженедельный рыцарский альманах»), что «тибетский мастиф по размерам превышает английского мастифа, у него более опущенное выражение морды из-за кожи на бровях, которая образует глубокие складки по краям морды, и из-за толстых, сильно отвислых губ. Эти большие собаки используются для охраны на плоскогорье в Гималаях рядом с Тибетом.
Тело покрыто жестким волосом с черным окрасом, с переходом в желтые или рыжевато-коричневые оттенки на конечностях, над глазами и на морде; хвост завернут за спину и на нем имеется густой шерстяной подвес». В 1891 г. немецкий ученый и специалист по собакам, профессор Леопольд Фитцингер так описал тибетского мастифа: «Canis molossus tibetanus.
«Эта порода также является чистокровной разновидностью молоссов, чьи уникальные характеристики являются результатом избирательных адаптаций к географической среде обитания и климатическим влияниям. Даже самые крупные особи традиционных разновидностей европейского мастифа не достигают размеров тибетского мастифа, — пишет ученый. — Голова крупнее, задняя часть головы сильнее выражена… морда более широкая и более тупая… губы более длинные и, соответственно, сильнее отвисают. Кожа в районе скул меньше прилегает к телу, уши длиннее и более округлые, глаза немного меньше. Аристотель считал тибетского мастифа помесью, получившейся в результате скрещивания домашней собаки и тигра».
Макс Сибер, автор книги «Der Tibethund» (Собака Тибета, 1897 г.), зафиксировал многочисленные факты, обнаруженные различными писателями, исследователями и историками. «Окрас тибетского мастифа варьируется от черного до светло-золотисто-коричневого или рыжего, но чаще всего они черные с рыжеватыми отметинами» (граф Бэла Сечении, 1879 г.); «Один метр двадцать сантиметров (34 дюйма) в длину от кончика носа до начала хвоста.
Высота в холке составляет восемьдесят шесть сантиметров» (Гилл, 1880 г.); «Губы сильно отвислые… на морде глубокие складки… глубоко посаженные налитые кровью глаза… сплошной черный окрас… отдельные особи коричневого и волчье-серого окраса; у последних обычно черные маски и черные концы остевого волоса… гигант, настоящий Голиаф среди собачьих пород, рядом с которым даже английские мастифы, сенбернары и ньюфаундленды покажутся маленькими» (Дж. А. Петерсен, 1895 г.).
«Однако окрас шерсти значительно различается … черный… черный с ржаво-рыжими… ржаво-коричневыми, светло-коричневыми или золотисто-рыжими отметинами… у других — коричневый с желтыми отметинами (шоколадно-подпалый), — писал сам Зибер. — …кроме того, некоторые имеют желтовато-коричневый или темно рыжий окрас… У других окрас темный с черным седлом… Голова у тибетского мастифа непропорциональная … Губы тибетского мастифа отвислые.
Глаза глубоко посажены, конъюнктивы налиты кровью … (редкие) прибыльные пальцы … они есть у всех тибетских мастифов».
В 1900 г. преподобный Буш поделился своими наблюдениям и выводами о разновидности мастифов «цанг-хи». Он пишет: «Есть очень много весьма посредственных особей, однако огромную собаку с массивной головой, округлым черепом, расслабленно висящими губами, маленькими темными глазами с хорошо заметной мигательной перепонкой, большим количеством складок, почти неизменно черного окраса с подпалыми точками, как правило, можно найти только в больших монастырях или рядом с владениями богатых тибетцев».
Это была не та худощавая, кочевая горная собака с более утонченными чертами, которую сегодня некоторые выдвигают на роль идеала, и которую преподобный Буш относил к «посредственным особям». Речь идет о высоко ценимой разновидности, имеющей тип и размеры мастифа, которую держали только в монастырях или при домах богачей.
Похожее описание было дано иллюстратором собак и писателем Ричардом Стребелом в 1905 г. «Тибетцы признают две разновидности: грубую и гладкую, но ими больше ценится грубая, — писал он. — Поскольку эти две разновидности не являются разными породами, они похожи друг на друга всем, кроме шерсти…Два разных типа: одно более легкое животное, другое гораздо более тяжелое с массивным костяком и складками на морде… Только собака легкого типа могла бежать наравне с лошадями. Тяжелая просто не сумела бы разогнаться до скорости лошади, однако ее использовали в охоте на львов и медведей».
«Дело в том, что более легкая собака – это естественный, первичный тип, — заключает он, — а более тяжелая и крупная — это специально выведенная разновидность». В 1986 г. ярый поклонник тибетских мастифов и один из основателей клуба-родоначальника Дональд Мессершмидт рассказал, что во время своего пребывания в Непале имел возможность пообщаться с одной тибетской семьей. Впоследствии он довольно хорошо описал различия между «до-хи» (горным охранником скота) и «цанг-хи» (мастифообразным охранником храмов): «”Хи” (собака) или тибетский мастиф (известный также под именем «Бхотия») – это хорошо знакомая нам собака, используемая для охраны стад и домашнего скота, которую держат кочевые пастухи «дрог-па» на западе Тибета и пастухи в районах Гималаев.
Эта собака славится своими бойцовскими характеристиками, способна дать отпор волкам и другим хищникам. Ночью она охраняет стадо яков или овец, у нее хороший, глубокий лай. У собаки очень хороший нюх, который в Тибете называется «цзы нобо»; она отличная ищейка. Она также приспособлена к холодной и ветреной погоде. Ее шерсть не слишком длинная, у нее хорошая крепкая голова и туловище, пушистый хвост, завернутый на спину. В общем, полное отражение нашего представления о том, какими являются превосходные тибетские мастифы (охранники скота).
По словам моих друзей, лучшие окрасы у черных собак с рыжевато-коричневым оттенком и двумя точками над глазами или у полностью черных собак с белой звездой на груди». Мессершмидт продолжает рассказывать о разновидностях мастифа: «”ЦАНГ-ХИ” (лучшая собака) иногда называют также «до-хи» (привязанная собака). По сравнению с обычной ХИ (тибетским мастифом), описанной выше, взрослая ЦАНГ-ХИ встречается редко. ЦАНГ-ХИ – это в первую очередь сторожевая собака, которую, как правило, привязывают у ворот монастырей и огороженных сельскохозяйственных территорий.
Тибетцы про нее говорят «большая голова, большие уши, большая пасть (челюсти) и большой лай», однако мои друзья сразу заметили, что для бега такая собака не годится, у нее узкие и плохо поставленные задние конечности. ЦАНГ-ХИ известна своим свирепым лаем, особенно ночью». Многие вышеуказанные историки, такие как Зибер, Петерсен, Мартин, Буш, Стребел и Эквалл, наш современник Мессершмидт и другие, приводят подобные документальные факты и описания «цанг-хи» (мастифообразной, долинно-плоскогорной разновидности (породы)), используя такие термины, как «крупный… массивный костяк…», «очень большая собака», «массивные, БОЛЬШИЕ куполообразные головы», «большие уши», «мастиф с чрезвычайно большим количеством складок «с большой пастью (челюстью)», упоминая о строении, пригодном для неподвижной, ночной охраны, «не созданы для движения… эта собака не подходит для бега», предпочитаемых видах окраса и том факте, что особая, мастифообразная разновидность является редкой «дорогой и специально разводимой», в отличие от другой разновидности, которую они называют «посредственными особями, помесями» и «более легким… естественным, изначальным типом» — все это одна колоссальная собака, чрезвычайно соответствующая мастифу.
Как эту историю можно применить сегодня или перенести на наследие «тибетского мастифа»? Вокруг «породы» не утихают споры, мировые стандарты задают различные, а иногда и противоречащие другу требования, сообщество разделилось на несколько противоположных лагерей, отстаивающих и защищающих различные типы (породы).
Сторонники «цанг-хи» (мастифов долинного, плоскогорного типа) «целенаправленно выведенной» разновидности (породы), живущей при монастырях и домах богатых людей, наотрез отказываются принимать и даже считают оскорблением вести общую родословную книгу и выступать на ринге вместе со сторонниками «до-хи» (горной собаки для охраны скота, львиного типа) и их кочевническим «естественным, изначальным типом». При всем при этом, на данный момент эти две разновидности (породы) вынуждены существовать под общим названием.
Прекрасный образец цанг-хи (мастифообразной разновидности) является плохим образцом для горной разновидности (породы), и наоборот. Когда приходится соревноваться друг с другом на одном ринге, судьи либо демонстрируют свою лояльность к тому или другому типу (разновидности), либо неуверенно пытаются найти компромиссный вариант, в котором наилучшим образом сочетаются черты обоих.
Чтобы лучше это понять представьте себе судью, которому нужно выбрать из лучшего сенбернара и лучшего аляскинского маламута одного лучшего представителя породы, при этом обе породы вписывались бы в рамки стандарта. Или судью, который должен назвать одного лучшего представителя породы на ринге, где находятся кувас, пиренейская горная собака, подгалянская овчарка и мареммо-абруццкая овчарка – и все представлены в рамках одного стандарта.
Это примерно то же самое, что пытаться найти нечто среднее между атлетичной кане корсо и неподвижным неаполитанским мастифом или разрешить вечный спор об американской аките, по прежнему соревнующейся и используемой в разведении с ввезенным, утонченным и менее крупным японским типом.
Добро пожаловать в большой и прекрасный мир «Тибетских мастифов»! Одно можно сказать определенно: в Тибете признавали и разводили как минимум две разных породы (разновидности), которые нужно отдельно сохранять и ценить. И если между этими разновидностями вдруг возникнет спор о первородстве (приоритетности), то все необходимые ответы можно найти в истории.
В итоге получается, что никто никогда не придет к единому мнению о том, что представляет собой чистая порода, если ей приходится делить одно имя, родословную книгу и ринг с самыми отдаленными гималайскими разновидностями и подвидами с «некоторой долей крови мастифа».
Для тех из нас, кто любит и отстаивает чистокровных собак и их многочисленные породные различия, собаководство должно являться осторожным, тщательно планируемым и целенаправленным разведением с целью сохранения первозданного типа, рабочих характеристик, темперамента и здоровья.
Наша обязанность и долг как судей состоит в том, чтобы находить и поощрять тех заводчиков, которые смогли обеспечить соответствие с точки зрения сегодняшнего стандарта и не забыли о тибетском понимании исконной породы. Что касается темперамента, то учтите, правильный тибетский мастиф скорее останется охранять дом, чем позволит незнакомому человеку подходить близко и рассматривать его на ринге.
Помните о необходимом балансе между размером, костяком, массой и рабочими характеристиками, о том, что у качество собаки не зависит от окраса, ее движения должны быть мощными и размеренными, и в первую очередь уделяйте внимание чертам, характерным для мастифа, его сдержанным, твердым, величественным манерам, словно собака готова устраивать приемы при своем дворе, где вы будете присутствовать лишь в качестве простого зрителя.
Всемирно известный эксперт по породе Тибетский мастиф
Судья оллраундер международной категории CACIB FCI
(с) Richard Aikhorn